09 августа 2011

Экспедирование на рынке перевозок: сопутствующие риски и их покрытие

Экспедирование на рынке перевозок: сопутствующие риски и их покрытие

Уже давно закончились времена натурального хозяйства, когда товары накапливались и реализовывались на одном месте. В современном мире без постоянной динамики, перемещения товаров, расширения своих рынков сбыта торговая деятельность (товарами ли, услугами ли) будет находиться в застое и, в конце концов, будет задавлена конкурентами. И первое, что поможет в этом бизнесмену – транспорт. Благо, развитие технологий позаботилось и о сложностях решения проблем с перемещением людей, грузов, преодолением ними огромных расстояний, и теперь сам процесс передвижения не представляет никакого труда и занимает считанные часы.

Вместе с тем, возникает и ряд новых проблем. В первую очередь, это вызвано тем, что появляющиеся новые участники на рынке перевозок расширяют систему отношений друг между другом, а отсюда – и усложнение процесса организации перевозки. У заказчика, как у человека зачастую чрезвычайно занятого, совершенно нет времени, да и желания решать первоначальные бюрократические проблемы, не говоря уже о последующих, связанных с процессом доставки своего товара. На это благодатной почве и рождаются новые игроки, которые, разумеется, на коммерческих условиях, соглашаются и обязуются под своим постоянным контролем забрать товар из пункта «А» и, что самое важное, в полной целости и сохранности, доставить его в пункт «Б».

Такое удобство нынче величают ничем иным как «экспедирование», а специалистов, кто курирует процесс – экспедиторами, кстати, не зря в переводе с латыни термин обозначает «приведение в порядок». И действительно – фундаментальная задача любого экспедитора – постоянно держать под контролем вверенный ему товар, а если по ходу возникают какие-либо проблемы – разрешать их, то бишь, - приводить все дела «в порядок».

Если говорить подробнее, то экспедирование подразумевает полный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сохранности грузов во время их транспортировки. В сферу деятельности экспедиторских компаний входит: погрузка грузов, выбор способа транспортировки, обеспечение охраны, доставка грузов в пункт назначения, и, разумеется, страхование товара и ответственности перед клиентом. Но обо всем по порядку.

По сути, возникает незримая параллель между экспедитором и страховыми брокерами, изменилась лишь сфера предоставления услуг. Суть фактически та же: экспедитор – это представитель клиента, защищающий его интересы и решающий его проблемы во время его отсутствия. Соответственно, он как доверенное лицо имеет право выбирать последнее звено цепочки – транспортную компанию, которая, предоставляя персонал и способ передвижения, будет перевозить определенный груз.

Но почему задачу экспедитора не может выполнить сама транспортная компания, зачем нужен посредник? Как показывает практика, у транспортных компаний дело за малым: получил – отвез. Зачастую это физические действия, которые не подразумевают дополнительных коммуникаций с людьми, совсем ненужной им бумажной работы, улаживания форс-мажоров и т.д. Именно поэтому экспедиторы, т.е. сопроводители, выступают помощниками.

Важно понять, что экспедирование – это постоянное отслеживание ситуации. Экспедиторы в обязательном порядке предлагают квалифицированную помощь при решении различных таможенных споров, оказывают профессиональные консультации. Но самое главное их призвание – это правильный выбор методов, направленных на защиту и беспроблемную доставку вверенного груза, т.е. сведение к нулю потенциальных рисков, подстерегающих на дороге.

Арсенал методов у экспедитора богат: в первую очередь, это выбор оптимальных способов действий. Выбор способа перевозки (простой, смешанный), это выбор способа упаковывания, распаковывания груза, в конце концов, это выбор способа распределения финансов. Однако хоть цель такого рода услуг и направлена на минимизацию рисков, зачастую они покрывают лишь субъективные характеристики (лучшая компания – можно верить, лучший персонал и оборудование – сделают качественнее). Если же во время транспортировки возникают форс-мажорные ситуации, незапланированные и, главное, объективно неуправляемые, весь транспортировочный персонал оказывается бессилен. Именно поэтому главным партнером, к которому обращается экспедитор для осуществления уже стопроцентного риск-менеджмента, является страховщик.

Сразу хотелось бы подчеркнуть, что, так как экспедитор выступает генеральным подрядчиком, а компания-перевозчик, - субподрядчиком, это объединяет их риски, которые им передает грузовладелец, в категорию риски ответственности. А так как их услуги, прежде всего, предполагают обеспечение невредимости груза во время их транспортировки, экспедитор в паре с перевозчиком с одной стороны и страховщик - с другой, в комплексе фактически способны покрыть всевозможные риски.

Чтобы «покрытие всевозможных рисков» не показалось голословным, рассмотрим выгоду для каждого звена отдельно. Разумеется, основной удар по рискам берет на себя грузовладелец, которому важен положительный результат в пункте назначения, в противном случае – потеря или уничтожение груза, а вместе с ним – и прибыли. Также основной удар на грузовладельце лежит из-за того, что экспедитор – не волшебник, и как бы они ни хотел, он не сможет защитить груз от стихийных бедствий или прочих процессов, которые не попадают под его вину. В этом случае для грузополучателя актуальным будет прибегнуть к страхованию самого груза, который покрывает всевозможные риски, т.е. что бы ни случилось с самим грузом, его материальный облик застрахован, а значит – он будет компенсирован.

Согласно данным, предоставленным генеральным директором брокерской компании «Альфа Ассистанс» Дмитрием Климко, усредненный процент, ложащийся на бремя грузовладельца при распределении рисков, составляет 60-65%. В то же время, оставшиеся 35-40 процентов владелец груза передают экспедитору и его субподрядчикам. Данные риски напрямую не страхуют груз, а являются рисками ответственности, т.е. при возникновении страхового случая возмещать их будут только в случае проявления халатности и безответственности при оказании услуг.

Таким образом, самыми востребованными рисками, по опыту г-на Климко, к страхованию которых прибегают экспедиторы и перевозчики, являются следующие:

  • Ответственность за утрату груза;
  • Ответственность за финансовые убытки;
  • Ответственность за нанесение ущерба третьим лицам;
  • Дополнительные расходы страхователя;
  • Ответственность перед таможенными органами и некоторые другие.

По большому счету, покрытие всех вышеперечисленных рисков входит в обязанности большинства страховых компаний, однако на разных условиях, с разными исключительными рисками и разной франшизой. Так что при выборе страховой компании, эксперты рынка рекомендуют обращаться к страховым брокерам, которые знают и умеют подбирать оптимальные способы управлениями рисков, т.е. вид и форму страхования.

Итак, основное, касательно такого явления в транспортной логистике как экспедирования, было сказано. В заключение хотелось бы дать несколько напутственных советов от RBN, разумеется, при поддержке эксперта — страхового брокера «Альфа-Ассистанс». Так как перевозка важных и ценных товаров не терпит принятия скоропалительных решений, в наше время у потенциальных клиентов существует право выбора, благо, на рынке сформировалось достаточно конкурентоспособное количество как экспедиторских фирм, так и транспортных.

Так, для грузовладельцев эксперты «Альфа-Ассистанс» перед выбором своего «поверенного в делах» рекомендуют тщательно обращать внимание на информацию о компании, а не поддаваться низкой цене. Сравнивайте прайс-листы, время пребывания на рынке, достижения, лицензии, список партнеров-страховщиков и, в конце концов, уделяйте внимание пункту о перестраховщиках. Любая уважающая себя компания будет перестраховывать свои риски в ведущих страховщиков Европы. Поэтому если Вы привыкли максимально серьезно относиться к своему делу, обращаясь за помощью к экспедиторам, страховым брокерам и страховщикам, Вы во много крат увеличиваете шансы на благополучное завершение транспортировки и дальнейшее развитие Вашего бизнеса.

Для экспедиторов и перевозчиков хотелось бы подчеркнуть мнение, что отношения между экспедитором и страховщиком не просто должны входить в рамки «услугополучатель – услугодатель», а в идеале должны функционировать на партнерском уровне. Это обоюдно повышает качество предоставления услуг, а благодаря смежным видам деятельности способствует развитию сотрудничества в новых аспектах и инициативах.

Дмитрий Куц