21 апреля 2013

Коммерсант, "Страхование", Приложение №63 (5094), 11 апреля 2013 года

В конце марта СОГАЗ объявил о страховании запусков семи спутников на 12,5 млрд руб. Это первый крупный контракт после серии масштабных выплат страховщиками по космическим рискам. Более того, впервые страховая премия компенсируется государством в рамках программы субсидирования. Несмотря на столь крупную удачу, страховой рынок в этом году ожидают существенные выплаты по космосу — $188 млн.

Четверо в космосе

В марте этого года страховые компании заключили крупный контракт по страхованию запусков и проведения летных испытаний семи спутников. Договор заключен с федеральным государственным унитарным предприятием "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ФГУП ЦЭНКИ). Состраховщиками по договору стали "Ингосстрах", СЦ "Спутник" и СК "Мегарусс-Д". Компании предоставят страховую защиту космических аппаратов "Ресурс П" N1, "Бион М" N1, "Фотон М" N4, "Метеор М" N2, в том числе ракет-носителей класса "Союз-2", а также аппаратов "Гонец" N14, "Гонец" N16, "Гонец" N17. Общая страховая сумма составила 12,5 млрд руб.

В конце марта состоялась презентация спутников перед представителями европейских перестраховочных компаний. В итоге перестрахование будет осуществляться при участии международного страхового брокера Aon. Запуск первого спутника — космического аппарата "Бион М" N1, созданного ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс"",— запланирован на 19 апреля 2013 года с космодрома Байконур. Запуски остальных космических аппаратов будут произведены в ближайшие месяцы.

Серия запусков производится в рамках федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. Согласно постановлению правительства РФ N804 от 8 августа 2012 года, организациям-страхователям предоставляются субсидии из федерального бюджета для возмещения затрат на страхование. Согласно этой системе, страхователь уплачивает премию, а затем государство компенсирует ее. По данным "Ъ", премия страховщиков составит более 1 млрд руб.

Правила отбора

Основными видами космического страхования являются риски, связанные со страхованием ответственности перед третьими лицами при запусках ракет-носителей и страхование непосредственно самой космической техники — так называемое космическое каско. "Если говорить о страховании ответственности при запусках, то по этому виду уже много лет убытков не было, несмотря на большое количество аварий. Безопасность эксплуатации российской космической техники остается на высоком уровне",— говорит вице-президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) по космическому страхованию Павел Шутов.

Между тем, добавляет он, по договорам страхования самих ракет-носителей и космических аппаратов за последние два-три года крупные выплаты были. "Если оценивать убыточность этих неудачных лет, то, конечно, размер выплат существенно превысил размер сборов,— отмечает Павел Шутов.— Но раньше, почти десять лет до 2011 года, все было не так печально. Портфель космического страхования был вполне сбалансирован".

Первая существенная группа рисков для работы страховщиков в этом виде бизнеса связана с выведением космического аппарата на орбиту — основное влияние на этот риск оказывают сам ракетоноситель и разгонный блок. Вторая группа рисков относится к периоду орбитальной эксплуатации. "Снижению риска может способствовать дублирование систем, но не всегда и не во всех случаях, а отказы и поломки влияют на срок орбитальной жизни и на возможность использования аппарата по его полному функциональному назначению",— объясняет заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин.

По его словам, "из-за высокой концентрации рисков убыточность по космическому страхованию может сильно варьироваться из года в год". В прошлом году убытки в этом сегменте страхового рынка оказались вдвое выше объема полученной страховщиками премии (см. таблицу).

Крупнейшие страхователи космических рисков в России — это предприятия-производители ракетно-космической техники, заказчики космических комплексов, пусковые и другие организации, такие как РКК "Энергия", НПО им. Лавочкина, ГКНПЦ им. Хруничева, НПО ПМ им. Решетнева, ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс"", НПО машиностроения, КБ химавтоматики, ФГУП НПП ВНИИЭМ, НПО "Полет", Федеральное космическое агентство — Роскосмос, космические войска, ГП "Космическая связь", ОАО "Газпром космические системы", ФГУП ЦЭНКИ, ОАО "НПО "Энергомаш"", ФГУП "НПО машиностроения", "Интерспутник", российско-французская компания "Старсем" и др.

Непрерывное падение

Основные неудачи в космосе, обернувшиеся выплатами для страховщиков, компании помнят наизусть. В 2009 году "Ингосстрах" выплатил ФГУП "Космическая связь" 1,071 млрд руб. в связи с частичной гибелью космического аппарата "Экспресс-АМ2" вследствие аномалии в работе поворотного устройства солнечных батарей. А в конце августа 2011 года в результате выведения на нерасчетную орбиту был утрачен спутник "Экспресс-АМ4", застрахованный "Ингосстрахом" на 7,5 млрд руб. Это была крупнейшая выплата в истории российского страхования.

Утраченные в августе прошлого года в результате неудачного запуска спутники "Экспресс-МД2" и "Телком-3" страховали "Ингосстрах" и "АльфаСтрахование" соответственно, спутник "Экспресс-МД2" был застрахован на 1,177 млрд руб., а "Телком-3" — на $7,5 млн. Спутник "Ямал-402", нештатный запуск которого состоялся в конце 2012 года, был застрахован в СОГАЗе на €309 млн на случай полной или частичной гибели во время запуска и нахождения на орбите в течение года. Соответствующий договор страхования был заключен с владельцем — "Газпром космические системы". Основная часть риска перестрахована на международном перестраховочном рынке. Сумма выплаты уточняется.

Выплаты по космическому страхованию продолжают увеличиваться: если, по данным РААКС, в 2011 году страховые компании СНГ выплатили 415 млн руб. по страхованию космических рисков, то в прошлом году — 740 млн руб. Пока страховщикам сложно прогнозировать объемы сборов и выплат за 2013 год, так как он только начался. Однако страховой рынок в ближайшее время уже готовится выплатить убытки по КА "Ямал-402", КА "Сич-2" и КА Intelsat-27 на общую сумму примерно $188 млн.

"В настоящее время страхование космических рисков, несомненно, становится убыточным видом страхования. Данный вид страхования является высокотехнологичным и очень сложным с технической точки зрения",— говорит замглавы управления страхования космических и авиационных рисков "Ингосстраха" Александр Подчуфаров. Компании верят в перспективы этого сегмента. "Хочется верить, что на ошибках учатся, и надеяться, что конструкторы и менеджеры космических предприятий выявили сегодняшние проблемы и сделали правильные выводы,— уверен Павел Шутов.— И после череды аварий нас ждет период удачных космических и страховых проектов".

"Количество космических запусков в интересах российских заказчиков, в том числе государства, в интересах иностранных заказчиков, использующих для запуска своих космических аппаратов российские ракетоносители, растет с каждым годом,— рассказывает Николай Галушин.— У России большие планы в отношении космической исследовательской программы, использования космических аппаратов для создания покрытия по цифровому вещанию в масштабах страны, растет коммерческое потребление емкости космических аппаратов для передачи массивов данных". Причем, добавляет он, такие потребители имеют не только российское происхождение. Все это впрямую влияет на развитие космического страхования. "У каждой из сторон имеются свои специфические риски, каждая из сторон защищает свои интересы. Это касается и запуска, и орбитальной группировки, и потери дохода от эксплуатации космических аппаратов, и потери возможности эксплуатировать выделенную мощность спутников, и необходимость искать более дорогую альтернативу",— отмечает Николай Галушин.

Ведущими страховщиками в этом сегменте будут СОГАЗ и "Ингосстрах". По словам Павла Шутова, проект по страхованию программы Роскосмоса масштабный и принесет серьезные и стабильные премии этим компаниям.

Кроме того, компании СОГАЗ и "Ингосстрах" обеспечивают страхование других крупных российских космических проектов предприятий — это "Газком", "Космическая связь" — и являются основными операторами по входящему перестрахованию на российский рынок космических рисков иностранных заказчиков, что тоже существенно увеличивает их космический портфель.

В то же время, по словам Павла Шутова, существенно уменьшается количество российских компаний, которые хотят и могут участвовать в страховании и перестраховании космических проектов. Снижается емкость российского рынка космического перестрахования. "Мы полагаем, что лидеры в страховании космических рисков не поменяются: они достаточно стабильны, и неудачи запусков последних лет их только закалили. А вот компании второго звена, нахватав убытков, чувствуют себя очень нестабильно. Среди них сейчас возможны значительные изменения, скорее всего, они постепенно будут исчезать с рынка космического страхования",— уверен Александр Подчуфаров.

Страховщики также ожидают возможных изменений в системе субсидирования. Дело в том, что субсидирование распространяется избирательно на небольшое количество проектов. Например, пилотируемые запуски, запуски грузов на МКС, запуски аппаратов ГЛОНАСС и так далее не подпадают под эту систему. Кроме того, страхование ответственности перед третьими лицами при запусках также законодательно не урегулировано и не имеет государственного финансового обеспечения.

"Было бы полезно обеспечение финансированием всех без исключения запусков по российской космической программе и легализация порядка финансирования и условий страхования ответственности при запусках ракет-носителей",— уверен Павел Шутов.

Источник: РААКС.