11 июня 2013

Рынок автокредитования пошел в гору

Потенциальные покупатели авто, опасаясь роста цен из-за повышения пошин на импортные машины, стали охотнее брать кредиты

Начало 2013 года стало для отечественного авторынка особенно динамичным. После падения в январе и незначительного роста в феврале, весной продажи авто буквально взлетели. Так, по данным компании AUTO-Consulting, в марте авторынок вырос на 60%, в апреле - еще на 35%. Бум в автосалонах вызвало ожидание подорожания на 7-15% иномарок наиболее ходового сегмента в связи с введением спецпошлин 6,46% на модели с двигателем объемом 1-1,5 л и 12,95% на авто с двигателем 1,5-2,2 л

.

Заградительные меры начали действовать с 14 апреля. Сейчас автодилеры продолжают распродавать складской запас машин по старым ценам. Эти резервы могут иссякнуть на протяжении 2-3 месяцев, после чего на авторынке ожидается падение продаж в связи с подорожанием.

Банки нарастили портфель автокредитов

Потенциальные покупатели авто потянулись не только в автосалоны, но и в банки. "Все большее количество клиентов хотят получить кредиты с минимальными первоначальными расходами на максимальный срок кредитования, - отмечает директор департамента продаж через альтернативные каналы Креди Агриколь Банка Роман Бунич. - Это говорит о том, что в преддверии повышения стоимости авто клиенты решили ускориться с покупкой". По оценкам директора департамента розничного бизнеса Астра Банка Виталия Жихарцева, те клиенты, которые планировали приобрести автомобиль в мае или июне, купили его в апреле, что и привело к значительному росту продаж и, соответственно, увеличению объема выданных автокредитов

Количество выданных автокредитов с начала 2013 года существенно возросло, - комментирует ситуацию начальник управления кредитных продуктов Укрсоцбанка, UniCredit Bank™ Николай Гук. - Если в январе 2013 года в Украине было выдано всего около 1500 автокредитов, то в апреле их количество составило уже около 5700. Безусловно, это напрямую связано с бумом продаж на автомобильном рынке, вызванным введением спецпошлин на иномарки".

По информации директора по автокредитованию и развитию партнерства Альфа-Банка (Украина) Давида Януса, чистое, без учета роста авторынка, изменение продаж автокредитов за период февраль-апрель 2013 года составило 35%. В целом, по данным управления автокредитования Альфа-Банка, за первые 4 месяца текущего года рынок продажи автокредитов, без учета роста авторынка, прибавил 13,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Это при том, что итоги января и февраля показали падение показателя на 13,9%.

В Кредобанке, по информации председателя правления финучреждения Дмитрия Крепака, рост сегмента начался в марте, когда объем выданных автокредитов по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 60%. А в апреле Кредобанк выдал автокредитов на сумму, превышающую совокупные показатели за январь-февраль.

Стоимость автокредитов снижается

К радости потенциальных заемщиков автокредиты стали более доступными, чем в конце 2012 года. Если, по информации начальника отдела альтернативных каналов продаж Банка Кипра Владимира Радько, в начале 2013 года автокредит стоил 23-25% годовых, то к началу весны ставки начали снижаться. Сейчас средние показатели по рынку уже опустились ниже 17-18%. В связи с удешевлением ресурсной базы банки понижают стоимость кредитования. На данный момент средние ставки по автокредитам составляют около 17-18%

"С начала года банки уже несколько раз понижали процентные ставки в связи с падением ставок депозитов, - подтверждает тенденцию Роман Бунич. - В ближайшие 3-4 месяца стоимость автокредитов продолжит снижаться, но уже не настолько существенно, как это было в начале 2013 года". По мнению Давида Януса, кроме изменения уровня процентных ставок по депозитам, а также стоимости заемных средств на межбанковском рынке, оживление рынка и связанная с этим конкурентная борьба банков за клиентов тоже оказали влияние на удешевление автокредитов.

После падения авторынка

После весеннего всплеска продаж автодилеры прогнозируют неминуемое падение во втором полугодии 2013 года. Когда складские запасы машин по прежним ценам иссякнут, потенциальные покупатели будут долго привыкать к новой стоимости. Учитывая, что цена импортных автомобилей возрастет, а стоимость кредитных ресурсов не будет сильно снижаться, можно сделать вывод, что после введения спецпошлин стоит ожидать падения и без того невысоких кредитных автопродаж, - сетует Владимир Радько.

Вместе с тем, надеется Роман Бунич, поскольку летом ставки по кредитам останутся на приемлемом уровне, а суммы выданных займов увеличатся за счет подорожания иномарок, можно рассчитывать, что рынок автокредитования упадет меньше, чем продажи автомобилей. Сдержанный оптимизм выражает Давид Янус. По мнению собеседника ЛІГАБізнесІнформ, вместе с ростом стоимости новых иномарок спрос на автокредиты начнет расти, а доля кредитных продаж на снижающимся рынке будет увеличиваться. Из-за снижения спроса на новые иномарки после подорожания банки начнут активнее кредитовать бывшие в употреблении авто и машины отечественной сборки

На фоне подорожания новых иномарок эксперты не исключают расширение кредитования в других сегментах авторынка. "После введения спецпошлин и, как следствие, падения спроса на новые импортные авто и кредиты на них, банки могут переориентироваться на более активное кредитование покупки бывших в употреблении автомобилей", - заключает Николай Гук.

По материалам сайта www.liga.net